10 ноября 2014 года в гимназии г.Фрязино состоялся тур фрязинской олимпиады школьников по экспериментальной физике для 10 классов. В туре приняли участие 13 десятиклассников из 3 школ города. Участникам были предложены две задачи:
Задача 1.
1.Предложите методику определения коэффициента трения µ между пятирублевой монетой и миллиметровой бумагой, основанную на изучении процесса соскальзывания монеты с наклонной плоскости, покрытой этой бумагой.
2.Предложите методику определения средней скорости монеты Vср за все время ее движения от начала скольжения до полной остановки, основанную на изучении процесса соскальзывания монеты с наклонной плоскости, покрытой миллиметровой бумагой.
3.Для различных высот наклонной плоскости hопределите значение коэффициента
трения µ( h) между пятирублевой монетой и миллиметровой бумагой, а также
величину средней скорости соскальзывания монеты Vср(h).
Постройте графики полученных зависимостей, а также график зависимости
µ(Vср) .
4.Прокомментируйте полученные зависимости.
Оборудование: Штатив с лапкой, дощечка, полоса миллиметровой бумаги шириной
10 см, 3 кнопки, две линейки, пятикопеечная монета, ножницы по
требованию.
Задача 2.
Исследуйте зависимость температуры воды Тв, налитой в алюминиевый стаканчик, от времени.
В задачах на теплообмен обычно предполагается, что количество теплоты, отдаваемое горячим телом в единицу времени прямопропорционально разности температур между горячим и холодным телом. Следовательно, можно записать следущее выражение:
С ΔT = α(Тв – Тк) Δt
где С – теплоемкость воды, ΔT – изменение температуры воды за малое время Δt, Тв – температура воды, Тк – температура окружающей среды, α – коэффициент пропорциональности.
Путем графической обработки полученных экспериментальных данных определите величину коэффициента α для 5-6 различных значений температуры воды в стакане , постройте график зависимости α от разности температур (Тв-Тк) и сделайте вывод о справедливости предположения, сформулированного выше.
Масса налитой воды Мв =150 г, удельная теплоемкость воды Св = 4200 Дж/(кг*град).
Для наливания определенного количества горячей воды в стакан определите сначала требуемый уровень с помощью мерного стакана и холодной воды, сделайте метку в стакане и попросите организатора налить горячей воды до необходимого уровня.
Теплоемкостью алюминиевого стакана в условиях эксперимента можно пренебречь.
Температура в помещении определяется электронным термометром и выводится на его
дисплей в непрырывном режиме.
Оборудование: алюминиевый стакан с горячей водой, крышка к стакану, мерный стакан,
термометр, секундомер, комнатный термометр (общий на аудиторию).
Внимание!!! При работе с горячей водой соблюдать предельную осторожность и проявить максимальное внимание с целью избежать опрокидывания стакана с водой и стараться не разбить термометр!!!
Критерии оценки:
Задача №2
1.Таблица измерений Т(t) – температуры от времени – не менее 15 значений – 3 балла
не менее 10 значений – 2
менее 10 или t(Т) (время от тем-ры) – 1
2. График Т(t) – 3 балла, если он использовался для расчета α или 1 балл, если не
использовался.
3. Формула для расчета α (или просто расчет по формуле) - 2 балла.
4. Значения α (не менее 5) при разных Тв: 4 балла, если получены путем обработки
графика,
2 балла – если численным методом, но
правильная величина и размерность,
1 балл – в остальных случаях.
5. График α (Тв) –2 балла, если с учетом погрешности, 1 балл-если без учета погрешности
6. Правильный вывод - 1 балл
Задача №1:
- Методика для расчета µ по результатам измерения расстояний (теория) – 2 балла.
- Методика для расчета Vср по результатам измерения расстояний (теория) 2 балла.
- Измерения: Если одно значение µ по углу наклона в статическом режиме –1 балл.
Если измерение расстояния S по горизонтальной поверхности для
нескольких h без проверки повторяемости результатов – 2 балла, с
проверкой повторяемости результатов – 5 баллов.
- Вычисления µ для разных h – 1 балл
- Вычисления V ср. для разных h - 1 балл
- Правильно оформленный график µ (h) – 2 балла.
- Правильно оформленный график Vср(h) – 1 балл.
- Правильно оформленный график µ (Vcр) – 1 балл.
Итоговый протокол:
|
Протокол фрязинской городской экспериментальной олимпиады по физике
|
10 класс, гимназия, 10 ноября 2014 года
|
|
|
|
|
|
№
|
Код
|
ФИО
|
школа
|
№1
|
№2
|
Сумма
|
Место
|
1
|
12
|
Кибардин Илья
|
СОШ №1
|
11
|
9
|
20
|
1
|
2
|
15
|
Юшков Вячеслав
|
СОШ №1
|
6
|
7
|
13
|
2
|
3
|
9
|
Федюнин Федор
|
СОШ №1
|
2
|
8
|
10
|
3
|
4
|
7
|
Коростылева Мария
|
Гимназия
|
0
|
8
|
8
|
|
5
|
6
|
Трушинский Анатолий
|
лицей
|
0
|
6
|
6
|
|
6
|
5
|
Еникеев Денис
|
СОШ №1
|
4
|
2
|
6
|
|
7
|
16
|
Шиков Владимир
|
СОШ №1
|
1
|
5
|
6
|
|
8
|
8
|
Рудаменко Роман
|
СОШ №1
|
0
|
5
|
5
|
|
9
|
3
|
Ананских Юрий
|
лицей
|
0
|
5
|
5
|
|
10
|
4
|
Волков Сергей
|
лицей
|
0
|
4
|
4
|
|
11
|
10
|
Машков Денис
|
|
0
|
4
|
4
|
|
12
|
1
|
Соболев Владимир
|
СОШ №1
|
0
|
3
|
3
|
|
13
|
2
|
Давыдов Андрей
|
СОШ №1
|
1
|
0
|
1
|
|
|